МКОУ Пановская средняя школа.
"Математика и жизнь"
Подготовила учитель математики
Кабанова Татьяна Семёновна
2016г.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МКОУ Пановская средняя школа.
"Математика и жизнь"
Подготовила учитель математики
Кабанова Татьяна Семёновна
2016г.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
"Математика и жизнь"
Цели:
• расширить знания учащихся;
• развивать познавательный интерес, интеллект;
• воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний;
• показать необходимость знаний по математике в различных областях.
Программа конкурса:
• Вступительное слово “Нужна ли математика в жизни?”
• Выступления учащихся:
а) Математика и архитектура.
б) Математика и кулинария.
в) Математика и медицина.
г) Математика в технике.
д) Математика и спорт.
е) Математика и досуг.
• Математическая викторина.
Оборудование:
• презентация (Приложение);
Ход конкурса
I. Нужна ли математика в жизни? /вступительное слово ведущего/
Ребята, в жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из нас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет строить геометрические фигуры. С этими фигурами мы часто встречаемся в окружающей жизни.
Кто-то из вас, возможно, думает, что различные замысловатые линии и поверхности можно встретить только в книгах учёных математиков. Однако это не так. Стоит внимательно присмотреться, и мы сразу обнаружим вокруг нас всевозможные геометрические фигуры. Оказывается, их очень много, просто раньше мы их не замечали. Вот комната. Все её стены, пол и потолок являются прямоугольниками, а сама комната - параллелепипед.
Мебель в комнате - тоже комбинация геометрических тел. Стол -плоский параллелепипед, лежащий на двух других параллелепипедах - тумбочках, в которых есть ящики. На столе лампа с абажуром в форме усечённого конуса. Ведро либо цилиндрической формы, либо - усечённый конус.
В буфете стоит посуда. Вот гранёный стакан, он имеет форму шестигранной усечённой пирамиды. Чайное блюдце - усечённый конус, воронка состоит из конуса и цилиндра. Нальём в стакан воду, края поверхности стакана имеют форму круга. Наклоним стакан, чтобы вода не вылилась. Тогда край водной поверхности станет эллипсом.
Выйдем на улицу. Перед нами дома. Сам дом - призма, а его стены - плоскости. Колонны у дома - это цилиндры.
В Москве - Кремль. Прекрасны его башни и стены! Сколько геометрических фигур положено в их основу!
По улице движутся автомобили. Их колёса - круги. Сядем в поезд. Станция далеко позади. Но и здесь геометрия не покидает нас. Вдоль дороги на столбах натянуты провода - это прямые линии, а столбы - это перпендикуляры к земле. Вот линия высоковольтной передачи, провода от собственной тяжести слегка провисают к земле, а зимой же они, наоборот, натягиваются, так как металл от холода сжимается. Вопросом определения необходимой длины такого провода для передачи на большие расстояния занимается математика.
Очень часто мы встречаемся с шаровой поверхностью: шариковые подшипники, резервуары для хранения газа, - их делают шаровой формы, так как при этом расходуется меньше металла. Мы живём на земном шаре, хотя в действительности форма земли не шар, а более сложное тело - “эллипсоид вращения”. У полюсов оно сплюснутое, отношение малой оси к большой составляет 299/300. Это не много, но эту величину приходится учитывать при составлении географических карт.
Во многих случаях наблюдения над явлениями природы помогают человеку в решении его технических задач. Так, на заре развития авиации наши знаменитые учёные Н. Е. Жуковский (отец русской авиации) и С. А. Чаплыгин (один из основоположников аэродинамики) исследовали полёт птиц, чтобы сделать выводы относительно наивыгоднейшей формы крыла самолёта и условий его полёта.
Мы идём в магазин. Чтобы сделать покупку, мы решаем в уме задачу с данными: цена, количество, стоимость. Мы едем в путешествие и решаем для себя задачу с данными: скорость, время, расстояние. Экономисты на заводе каждый день решают массу задач с данными: работа, производительность труда, время. Инженер илитехник на производстве решает задачи из “Сопротивления материалов”.
Например:
1. Балка в технике - это металлический или деревянный брус. На них держится вес перекрытий и предметов, находящихся в здании. Если вес большой, то балки могут не выдержать и здание может рухнуть. Поэтому до постройки здания надо сделать экономические расчёты и выяснить материал, форму, размер балки, чтобы она выдержала конструкцию.
2. Зная формулы о силе трения, инженер может рассчитать, каким канатом можно удержать на пристани корабль (канат закидывается за столб на пирсе).
3. Зная специальные формулы, врач-криминалист может рассчитать время, когда умер человек.
4. Много трудных математических задач приходится решать в теории космических полётов. Одной из них является задача об определении количества топлива для того, чтобы придать ракете нужную скорость. Математики нашли способ уменьшения количества этого топлива, т. е. при меньшей затрате горючего ракета может улететь дальше.
Благодаря математике появились вычислительные счетные машины. Вычислительная техника прошла путь от простых счётов, арифмометров, логарифмических линеек до микрокалькуляторов и компьютеров. Сейчас вычислительные машины используются во всех отраслях народного хозяйства: в статистике, торговле, автоматизированном управлении заводами и фабриками. Машины не только считают, они могут делать переводы с одного языка на другой, могут сочинять музыку, играть в шахматы.
Всем известно, что не всегда человек может обыграть машину. Ведь она очень быстро просчитывает все ходы, за 1 секунду она может производить до 10 000 различных действий, чего не удается сделать человеку.
Чтобы производить такие машины или пользоваться ими, нужно изучать высшую математику, а для ее изучения нельзя обойтись без хороших знаний элементарной математики. Учить математику надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые. Нельзя оставлять неразобранной ни одной задачи и примера. Если не разобрался сам, спроси товарища или учителя. Знай, что если сегодня ты не понял немножко, то завтра не поймешь многое.
II. выступления учащихся /4-5 минут каждый/
а) Математика и архитектура. (Соцкова Алёна)
б) Математика и кулинария.(Виноградова Алёна)
в) Математика и медицина. (Веселов Сергей)
г) Математика в технике.(Зыков Родион)
д) Математика и спорт.(Хайдаров Франклин)
е)Математика и досуг.(Боков Дмитрий)
III. Математическая викторина
1. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (Среда.)
2. Два мальчика играли на гитарах, а один на балалайке. На чем играл Юра, если Миша с Петей и Петя с Юрой играли на разных инструментах. (Юра играл на гитаре.)
3. Петя и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на год старше Белова. (Петя Чернов и Миша Белов.)
4. Шел муж с женой, да брат с сестрой. Несли 3 яблока и разделили поровну. Сколько было людей? (Трое - муж, жена и брат жены.)
5. В каком случае сумма двух чисел равна первому слагаемому? (Когда второе слагаемое – нуль).
6. Чем является число 27 для числа 3?
а) квадратом; б) треугольником; в) кругом; г) кубом; д) шаром.
7. При возведении в квадрат
а) число всегда увеличивается; б) число всегда уменьшается; в) число всегда изменяется; г) изменяются все числа, кроме одного; д) изменяются все числа, кроме двух.
IV.Математические фокусы и софизмы.
“Угадывание задуманного числа” /проводит игру подготовленный ученик/
• Задумайте число.
• Удвойте его и к полученному произведению прибавьте 5.
• Полученный результат увеличьте в 5 раз, после чего прибавьте 10.
• Эту сумму возьмите 10 раз, а получившееся число сообщите.
После паузы ученик называет задуманное число.
Разгадка: отняв от сообщенного числа 350 и “отбросив” два нуля, получим требуемое число.
Объяснение: ((х*2+5)*5+10)*10=(10х+35)*10=100х+350.
“Угадывание дня рождения” /проводит игру подготовленный ученик/
• Умножьте число даты своего рождения на 2, а полученный результат умножьте на 10.
• К полученному произведению прибавьте 73.
• Всю эту сумму умножьте на 5.
• К произведению прибавьте номер месяца своего рождения.
• Сообщите получившееся число.
После паузы ученик называет дату и месяц рождения.
Разгадка: вычтя из сообщенного числа 365, получим: две цифры справа дают номер месяца рождения, а оставшиеся цифры слева – дату дня рождения.
Объяснение: (х*2*10+73)*5+у=(20х+73)*5+у=100х+365+у=100х+у+365, где х – число даты рождения, у – номер месяца рождения.
V. Заключение
Надеемся, что сегодня вы поняли: «Причина, по которой без математических методов сейчас не обходится не только техника, механика, электроника, экономика, но и медицина, экология, психология, социология, лингвистика, история, юриспруденция и др., проста - для математических методов характерны:
• четкость формулировок и определений;
• использование точных количественных оценок;
• логическая строгость;
• сочетание индуктивного и дедуктивного подходов;
• универсальность.
Использование математических методов формирует так называемый математический стиль мышления, т.е. абстрактный, логический, идеально строгий и - самое главное - нацеленный на поиск закономерностей. Профессионал, грамотно и аккуратно применяющий математические методы, способен принести пользу в любой сфере деятельности».
Литература
1. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / Авт.-сост. Т.Д.Гаврилова. – Волгоград: Учитель,2015 г.
2. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / Авт.-сост. М.А.Иченская. – Волгоград: Учитель, 2016 г.
3. Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
Поделиться с друзьями: