Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Пановская средняя школа
Программа молодежного объединения
«Юные Экологи»
на 2015–2017 годы.
Руководитель объединения
классный руководитель
Кабанова Татьяна Семеновна
2015 год
----------------------------------------------------------------------------------------------
Содержание программы:
1) Информационная карта.
2) Пояснительная записка.
3) Цели и задачи программы.
4) Требования экологического воспитания.
5) Организация деятельности.
6) Устав объединения.
7) Принципы объединения.
8) Механизм реализации.
9) Содержание программы.
10) Ожидаемые результаты.
11) Модель выпускника.
Информационная карта
| Полное название программы |
Программа детского экологического объединения «Юный эколог» |
| Авторы программы |
|
| Направление деятельности программы |
Создание условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности |
| Срок реализации |
3 года |
| Возраст участников программы |
Учащиеся 14-16 лет |
| Цель программы |
- разностороннее развитие подростков путем приобщения их к природоохранной и научно-исследовательской деятельности;
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения;
- формирование правильной гражданской позиции подростков;
- профилактика вредных привычек в молодежной среде;
- активизация среди населения культурно-просветительской работы в области экологии;
- привлечение внимания подростков к экологическим проблемам;
|
Пояснительная записка
Целью объединения являются воспитание ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Основной задачей экологического воспитания является преодоление у школьников утилитарно – потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней. Эта общая задача состоит из конкретных воспитательных задач:
Воспитательные задачи предусматривают формирование:
- потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждений в необходимости сбережения природы;
- Потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
Организация деятельности объединения «Юный эколог»
- Коллективное планирование на период ближайшего дела (определение сфер деятельности и распределение содержания занятия между детьми с учётом их интересов, знаний, опыта).
- Занятие проходит в виде игр, практикумов, экскурсий, субботников.
- Руководитель контролирует работу, оказывает помощь учащимся.
Такая организация работы объединения позволяет успешно формировать у учащихся экологическое мышление и новое отношение к себе и окружающему миру, оказать помощь каждому ребёнку в проявлении его лучших сторон, это один из способов для формирования чувственного отношения к природе.
Механизм реализации:
Разработка экологических проектов: «Озеленение территории школы», «Экология и здоровье», «Наше здоровье - в наших руках», «Окружающая среда и здоровье человека», «Бытовой мусор», «Экология квартиры», «Экология твоей комнаты»;
Проведения уроков экологии, праздников, конкурсов.
Акции на школьном, муниципальном и региональном уровнях;
Конкурсы рисунков, фотографий: «Этого должно не быть», «Лесные пожары: причины, последствия», «Елочка», « Внимание! Первоцвет» и другие;
Тематические классные часы: «Бытовой мусор - и лес!», «Мой дом - моя крепость», «Экологический след на Земле», «День воды», «Защитим Землю от пожаров», «Птицы - наши друзья», «Домашняя экология».
Основополагающие принципы
экологического мировоззрения, на которые должны опираться
в своей деятельности участники объединения:
- Принцип единства
- Принцип смирения
- Принцип уважения к природе
- Принцип сотрудничества
- Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни - не материальное.
- Принцип охраны природы
- Принцип «Чти свои корни»
- Принцип «Непосредственный опыт – лучший учитель»
- Принцип «Люби свой край»
Устав экологического объединения «Юный эколог»
1. Юным экологом может быть любой учащийся школы.
2. Юные экологи обязаны:
• принимать участие в охране окружающей среды;
• знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
• изучать и приумножать богатства родного края;
• постоянно повышать уровень своих знаний о природе
3. Юные экологи имеют право:
• принимать участие в экологических акциях;
• защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;
• оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушением природоохранного законодательства;
4. Юный эколог всегда должен помнить:
• природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
• от каждого из нас зависит, что останется в этом мире
Содержание программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников МКОУ Пановская СШ включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Цель: |
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности |
| Задачи: |
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. |
Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. |
Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
| Общешкольные творческие дела |
Дни защиты окружающей среды от экологической опасности Природоохранительные акции «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», Тематические классные часы «День птиц», «День воды», «День Земли»
|
| |
Классные часы, беседы |
| |
Посещение Краеведческого музея |
| Работа с семьей |
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе». |
| Заповеди |
Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. |
| Предполагаемый результат |
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Цель |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. |
| Задачи |
Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательноеотношение к труду |
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда |
Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
| Общешкольные творческие дела |
Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Работа по благоустройству школы и ее территории. |
| Формы работы с классом |
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» Вечер физкультуры и спорта. |
| Работа с семьей |
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». |
| Заповеди |
Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. |
| Предполагаемый результат |
Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизне утверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
| Цель |
Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности кольника |
| Задачи |
Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. |
Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. |
Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
| Общешкольные творческие дела |
Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Конкурс «Фестиваль талантов». Рассвет Победы. Деятельность органов детского самоуправления. |
| Формы работы с классом |
Экскурсии в музеи, на выставки. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.
Классные часы, беседы.
|
| Работа с семьей |
Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии и видеолектория. Поисковая работа в музее истории школы. |
| Заповеди |
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. |
| Предполагаемый результат |
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира. |
Ожидаемые результаты:
• знание экологических преимуществ и недостатков родного края;
• понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения;
• понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
• умение вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;
• умение видеть экологические опасности вокруг себя, умение умение работать с сельхозинвентарём, вырабатывать навыки посадки, ухода за цветочно-декоративными растениями;
• сформированность экологической культуры;
• формирование здорового образа жизни в цело
Литература
1. Балбышев И.Н. Из жизни леса. Л.:Лениздат, 1997.
3. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 2000.
4. Гаврикова А.А. Загадки о неживой природе. Нач. школа. 1995, № 2.
6. С.В.Алексеев «Практикум по экологии». Москва АО МДС 1996.
8. Н.М.Мамедов «Экология». Москва «Школа-Пресс»1996.
9. Н.Ф.Винокурова «Глобальная экология».Москва Просвещение 2001.
10. Н.Ф.Винокурова «Природопользование». Москва Просвещение 1995.
11.В.И.Гриневич «Экологические проблемы и основы природопользования» Иваново 2003.
12. В.А.Самкова «Экологический бумеранг», Москва Новая школа 1996.
Поделиться с друзьями: