Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Пановская средняя школа
Программа молодежного объединения
«Юные Экологи»
на 2015–2017 годы.
Руководитель объединения
классный руководитель
Кабанова Татьяна Семеновна
2015 год
----------------------------------------------------------------------------------------------
Содержание программы:
1) Информационная карта.
2) Пояснительная записка.
3) Цели и задачи программы.
4) Требования экологического воспитания.
5) Организация деятельности.
6) Устав объединения.
7) Принципы объединения.
8) Механизм реализации.
9) Содержание программы.
10) Ожидаемые результаты.
11) Модель выпускника.
Информационная карта
Полное название программы |
Программа детского экологического объединения «Юный эколог» |
Авторы программы |
|
Направление деятельности программы |
Создание условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности |
Срок реализации |
3 года |
Возраст участников программы |
Учащиеся 14-16 лет |
Цель программы |
- разностороннее развитие подростков путем приобщения их к природоохранной и научно-исследовательской деятельности;
- повышение духовно-нравственного, интеллектуального и творческого потенциала подрастающего поколения;
- формирование правильной гражданской позиции подростков;
- профилактика вредных привычек в молодежной среде;
- активизация среди населения культурно-просветительской работы в области экологии;
- привлечение внимания подростков к экологическим проблемам;
|
Пояснительная записка
Целью объединения являются воспитание ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.
Основной задачей экологического воспитания является преодоление у школьников утилитарно – потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней. Эта общая задача состоит из конкретных воспитательных задач:
Воспитательные задачи предусматривают формирование:
- потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
- убеждений в необходимости сбережения природы;
- Потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей.
Организация деятельности объединения «Юный эколог»
- Коллективное планирование на период ближайшего дела (определение сфер деятельности и распределение содержания занятия между детьми с учётом их интересов, знаний, опыта).
- Занятие проходит в виде игр, практикумов, экскурсий, субботников.
- Руководитель контролирует работу, оказывает помощь учащимся.
Такая организация работы объединения позволяет успешно формировать у учащихся экологическое мышление и новое отношение к себе и окружающему миру, оказать помощь каждому ребёнку в проявлении его лучших сторон, это один из способов для формирования чувственного отношения к природе.
Механизм реализации:
Разработка экологических проектов: «Озеленение территории школы», «Экология и здоровье», «Наше здоровье - в наших руках», «Окружающая среда и здоровье человека», «Бытовой мусор», «Экология квартиры», «Экология твоей комнаты»;
Проведения уроков экологии, праздников, конкурсов.
Акции на школьном, муниципальном и региональном уровнях;
Конкурсы рисунков, фотографий: «Этого должно не быть», «Лесные пожары: причины, последствия», «Елочка», « Внимание! Первоцвет» и другие;
Тематические классные часы: «Бытовой мусор - и лес!», «Мой дом - моя крепость», «Экологический след на Земле», «День воды», «Защитим Землю от пожаров», «Птицы - наши друзья», «Домашняя экология».
Основополагающие принципы
экологического мировоззрения, на которые должны опираться
в своей деятельности участники объединения:
- Принцип единства
- Принцип смирения
- Принцип уважения к природе
- Принцип сотрудничества
- Принцип любви, заботы и радости – лучшее в жизни - не материальное.
- Принцип охраны природы
- Принцип «Чти свои корни»
- Принцип «Непосредственный опыт – лучший учитель»
- Принцип «Люби свой край»
Устав экологического объединения «Юный эколог»
1. Юным экологом может быть любой учащийся школы.
2. Юные экологи обязаны:
• принимать участие в охране окружающей среды;
• знать и соблюдать нормы экологической этики и морали;
• изучать и приумножать богатства родного края;
• постоянно повышать уровень своих знаний о природе
3. Юные экологи имеют право:
• принимать участие в экологических акциях;
• защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;
• оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушением природоохранного законодательства;
4. Юный эколог всегда должен помнить:
• природа – это живая, чувствительная, очень сложная система;
• от каждого из нас зависит, что останется в этом мире
Содержание программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников МКОУ Пановская СШ включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
Цель: |
Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности |
Задачи: |
Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. |
Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. |
Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела |
Дни защиты окружающей среды от экологической опасности Природоохранительные акции «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», Тематические классные часы «День птиц», «День воды», «День Земли»
|
|
Классные часы, беседы |
|
Посещение Краеведческого музея |
Работа с семьей |
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе». |
Заповеди |
Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. |
Предполагаемый результат |
Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
Цель |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. |
Задачи |
Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательноеотношение к труду |
Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда |
Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела |
Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Работа по благоустройству школы и ее территории. |
Формы работы с классом |
Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» Вечер физкультуры и спорта. |
Работа с семьей |
Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». |
Заповеди |
Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. |
Предполагаемый результат |
Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизне утверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
Цель |
Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности кольника |
Задачи |
Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. |
Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. |
Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела |
Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Конкурс «Фестиваль талантов». Рассвет Победы. Деятельность органов детского самоуправления. |
Формы работы с классом |
Экскурсии в музеи, на выставки. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.
Классные часы, беседы.
|
Работа с семьей |
Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация клубной деятельности. Посещение театра, выставок, программ школьной детской филармонии и видеолектория. Поисковая работа в музее истории школы. |
Заповеди |
Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. |
Предполагаемый результат |
Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира. |
Ожидаемые результаты:
• знание экологических преимуществ и недостатков родного края;
• понимание необходимости изучения экологических проблем родного края и их решения;
• понимание необходимости вести здоровый образ жизни;
• умение вести опросы, обрабатывать результаты и формулировать выводы;
• умение видеть экологические опасности вокруг себя, умение умение работать с сельхозинвентарём, вырабатывать навыки посадки, ухода за цветочно-декоративными растениями;
• сформированность экологической культуры;
• формирование здорового образа жизни в цело
Литература
1. Балбышев И.Н. Из жизни леса. Л.:Лениздат, 1997.
3. Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. М.: Педагогика, 2000.
4. Гаврикова А.А. Загадки о неживой природе. Нач. школа. 1995, № 2.
6. С.В.Алексеев «Практикум по экологии». Москва АО МДС 1996.
8. Н.М.Мамедов «Экология». Москва «Школа-Пресс»1996.
9. Н.Ф.Винокурова «Глобальная экология».Москва Просвещение 2001.
10. Н.Ф.Винокурова «Природопользование». Москва Просвещение 1995.
11.В.И.Гриневич «Экологические проблемы и основы природопользования» Иваново 2003.
12. В.А.Самкова «Экологический бумеранг», Москва Новая школа 1996.
Поделиться с друзьями: